Городской общественный транспорт в Лондоне

В таком большом городе, как Лондон, городской транспорт – необходимое средство, чтобы быстро добраться до любой, интересующей вас достопримечательности. Сначала немного истории. Она объясняет некоторые особенности современнойя городской транспортной системы столицы Великобритании.

Краткая история лондонского городского транспорта

Общественный транспорт Лондона имеет двух вековую историю. Он появился в 19-м веке, и стал быстро развиваться, поскольку все большее количество людей переезжало жить в пригороды. Первые 12 наемных кабриолетов начали перевозки в 1823 году. Ввиду дороговизны ими пользовались исключительно представители высших слоев общества.

Наемный экипаж кэб в Лондоне 19-го века
Лондонский кабриолет в 19-ом веке

В 1829 году в Лондоне появились так называемые, общественные кареты, омнибусы. Запряженные парой лошадей и вмещавшие 12 человек, они за один шиллинг перевозили горожан по постоянным маршрутам. Первый такой маршрут, длиной 5 миль, начинался у паба «Йоркширский эль» на Мэрилебоун-стрит в Паддингтоне и заканчивался у Лондонского банка в Сити. В 1890 году впервые на лондонском общественном транспорте для борьбы с хищениями среди кондукторов, было введена система проездных билетов. С течением времени количество маршрутов увеличивалось, а стоимость проезда снижалась. К концу 19-го века проезд в них стал доступен не только среднему, но и рабочему классу. Каждый омнибусный маршрут имел свой цвет. Поскольку грамотность не была распространенным явлением, пассажиры опознавали свои маршруты цвету кареты.

Лондонский омнибус 19-го века
Лондонский омнибус 19-го века

В начале 20-го века омнибусы стали вытесняться автобусами. В 1911 году они полностью уступили им свое место. К этому времени трамваи и поезда подземки обслуживали большую часть города, предоставляя дешевые билеты для рабочих. Автобусы стали служить достаточно дешевым и быстрым средством передвижения для среднего класса.

Лондонская конка
Лондонская конка

Конка — вагон, вмещающий 40-50 человек, на металлических колесах, у, катившихся по рельсам с помощью двух лошадей, появился в Лондоне в 1870 году. Центральные районы не разрешили проложить рельсы по своей территории, поэтому до конца своего существования, конка оставалась транспортом, связывающим город с предместьями. Трамваи на электрической тяге начали ходить в 1903 году и к началу Первой мировой войны весь Лондон был охвачен сетью трамвайных маршрутов.

Спустя всего двадцать лет, в середине 30-х годов прошлого века, трамваи были признаны устаревшими и постепенно стали заменяться автобусами и метро. В наше время трамвайные маршруты остались только в южном Лондоне, который недостаточно обслуживается метрополитеном.

Тоннель первого лондонского метро
Тоннель метрополитена в Лондоне около Паддингтона

Первая линия подземной железной дороги, соединившая Бишопс-роуд в Паддингтоне и Фаррингтон-стрит, открылась в январе 1863 года. Лондонское метро строилось открытым способом , в основном вдоль существующих улиц. Тоннель проходил всего в нескольких метрах ниже уровня дороги, на станцию спускались по лестнице. Использование паровых двигателей на локомотивах и плохая вентиляция воздуха делали поездку очень неприятной. Подземкой пользовались почти исключительно низшие слои общества. В 1905 году основные линии были переведены на электрическую тягу. Поскольку вагоны предназначались для использования в тоннелях, у них были очень. Узкие, темные, маленькими окошками под самой крышей и мягкими сиденьями, вагоны получили название – paddled-cell, как обитые войлоком палаты для буйно помешанных.

После Первой мировой войны метрополитен начал интенсивно развиваться. Появились новые линии, удлинились старые, новые вагоны, были реконструированы многие станции.

С 1 января 1948 года британские железные дороги, к которым относилось и лондонское метро, были национализированы. Сначала они подчинялись Министерству транспорта, а затем с 1970 года перешли под  руководство правительства Большого Лондона. В наше время метро является самым удобным и быстрым видом транспорта в Лондоне.

Современный общественный транспорт Лондона

У каждого из вышеописанных видов городского транспорта есть современный эквивалент. Всеми его видами занимается специально созданный в  Greater London Authority (Правительстве Большого Лондона) депортамент — Transport for London (TfL), местный государственный орган, ответственный за общественный транспорт Лондона.

Первая вещь, которую необходимо знать, состоит в том, что для удобного и относительно дешевого передвижения по столице необходимо иметь проездной билет.

Устрица oyster-card - проезной билет в Лондоне
Устрица

Основным видом проездного являются Oyster Card — электронная форма покупки билетов, выпущенной TfL, который можно пользоваться в  Лондонском метрополитене, трамваях, некоторых речных маршрутах, автобусах, и даже на поездах в пределах Лондона, которые находятся под контролем TfL. Подробно о их видах и возможностях читайте в статье «Проезные в Лондоне».

Станция лондонского метро Бейкер-стрит
Станция метро «Бейкер-стрит»

Лучшая и самая известная система общественного транспорта в Лондоне — Лондонский метрополитен. В его использовании находиться более 270 станций и 11 линий, обслуживающих город. Это один из самых легких и наиболее удобных способов передвигаться, особенно если вы уже знакомы с другими системами метро. Его недостатком является то, что шесть из тридцати двух предместий Лондона, не обслуживаются метрополитеном. Это — Bexley, Bromley, Croydon, Kingston, Lewisham, и Sutton.

Современная модификация Routemaster новый лондонский автобус Borismaster
Новый лондонский автобус Borismaster

Лондонские автобусы работают в даже там, где Вы не сможете найти станцию Лондонского метрополитена. Помимо Oyster Card, автобусы принимают бумажные проездные билеты, банковские карты. Однако, с июля 2014 года, они больше не принимают наличные деньги. Еще одной причиной воспользоваться автобусом является их культовый статус. Лондонские автобусы были первыми двухэтажными автобусами в мире. Самый популярный из них – Routemaster. Недавно появилась его новая модификация, которую лондонцы Borisbuses или Borismaster, в честь мэра Лондона, Бориса Джонсона. Подробную информацию о поездке, оплате, маршрутах лондонских автобусов читайте в статье «Поездка в автобусе».

Tramlink скоростной трамвайный маршрут в южном Лондоне
Tramlink

Районы Южного Лондона, где отсутствует подземка, обслуживает Tramlink. Tramlink — 28-километровая система скоростного трамвая, открытая в мае 2000 года. Ее трамвайные маршруты проходят через центральный Croydon, Wimbledon, Beckenham, Elmers End и New Addington.

Скоростная железная дорога Доклэндс DLR (Docklands Light Railway)  работает в Восточном и Юго-восточном Лондоне.

Скоростная железная дорога Доклэндс в Лондоне
Скоростная железная дорога Доклэндс

Docklands Light Railway соединяется с сетью метро на станциях Bank и Tower Gateway (Tower Hill) и также в Shadwell, Stratford, Bow, Heron Quays, Canning Town и Canary Wharf. DLR обслуживает Beckton, Stratford  и Лондонский Городской Аэропорт на востоке и северо-востоке Лондона, и Docklands, Greenwich и Lewisham на Юге.

система городского велосипедного транспорта в ЛондонеПоявившаяся в последнее десятилетие система городского велосипедного транспорта успешно развивается и в Лондоне. London Cycle Hire Scheme, прозванная «Borisbikes» позволяет арендовать велосипед на одной из станций на время и оставить его на другой. Если успеете это сделать менее чем за полчаса, платить не надо.

Маршрутные катера на Темзе в Лондоне
Маршрутные катера на Темзе

Катера на Темзе также используются в качестве транспорта, а не только для экскурсий. Они осуществляют пригородное обслуживание с маршрутами вверх и вниз по реке. Остановки на маршрутах центральных районах столицы включают Westminster, London Eye, London Bridge, Tower of London Tate Modern, Tate Britain и др.

Черные лондонские такси одна из достопримечательностей Лондона
Черные лондонские такси, кэбы

Наконец, одна из достопримечательностей Лондона — известные лондонские черные такси London Black Cabs. Черное Такси — один из самых быстрых и безопасных вариантов добраться, куда желаете. Черные лондонские такси кэбы против миникэбовТаксисты, работающие на них, знают весь Лондон на зубок. Для того, чтобы получить эту работу они сдают специальный экзамен на «Знание» всех лондонских улиц и закоулков, «The Knowledge». Не все такси в Лондоне относятся к London Black Cabs.

Minicabs, просто такси, могут оказаться нелицензированными, небезопасными и незаконными.

В Лондоне существует система для мобильников Cabwise, которая позволяет заказать лицензируемые такси. Кроме того, отправка SMS-сообщения по номеру 60835 даст вам на выбор два лицензированных такси и одно Черное.

Подробно о такси читайте в статье «Лондонские такси, правила пользования и стоимость поездки».