Национальная галерея Великобритании

Национальная галерея Великобритании — один из самых больших музеев западноевропейской живописи в мире. В ней представлены более двух тысяч картин всех основных жанров, стилей и направлений живописи с 13-го по 20-й век. Фасад Национальной галереи Великобритании на Трафальгарской площади

История Национальной галереи

Национальная галерея впервые открыла свои двери в 1824 году. Первые картины были приобретены у банкира Джона Джулиуса Ангерштейна за 57 тысяч фунтов и выставлялись в ранее принадлежавшем ему доме №100 по улице Pall Mall еще 14 лет. Небольшой дом, не предназначенный для экспозиции произведений искусства, не соответствовал статусу коллекции и вызывал насмешки в прессе, поэтому в 1831 году парламент принял решение построить специальное помещение для Национальной галереи на Трафальгарской площади. Место в самом центре Лондона было выбрано как наиболее полно отражающее цель создания галереи – предоставить возможность любоваться картинами представителям всех слоев общества. С богатой западной части Лондона на экипажах прибывали зажиточные горожане, а с восточной стороны пешком приходили бедняки. Бесплатный допуск и расширенные часы работы галереи гарантировали, что осмотр коллекции не будет исключительной прерогативой привилегированных классов.Панорама Трафальгарской площади и Национальной галереи Великобритании в Лондоне

Новое здание Национальной галереи (архитектор Уильям Уилкинс) построили на месте бывших королевских конюшен. Оно открылось в 1838 году и использовалось для экспозиции сразу двух галерей. Кроме Национальной, здесь разместились картины Королевской академии искусств.  Только в 1869 году Королевская академия переехала в свое собственное новое здание на Пикадилли. Несмотря на появившееся дополнительное пространство, растущей коллекции Национальной галереи все равно не хватало места. Архитектор Э.М. Бэрри ( который также построил театр «Ковент-гарден») реконструирован существующее здание и достроил восточное крыло. В результате в 1876 году галерея получила семь новых выставочных залов и впечатляющий купол.Фасад Национальной галереи Великобритании в Лондоне

Спустя тридцать лет опять возникла необходимость в дополнительных выставочных площадях. Пространство в центре города было очень ограничено. Единственным возможным решением была передача казарм, находившихся позади здания, в распоряжение галереи, но этому сопротивлялось военное ведомство империи. В конце концов, в 1907 году казармы закрыли и началось строительство пяти новых галерей.

Последнее расширение Национальной галереи произошло в 1991 году. С западной стороны, на месте разрушенной во время Второй мировой войны мебельной фабрики, было построено новое крыло. Оно носит название Sainsbury, по имени лорда Сайнсбери, финансировавшего строительство.

Сейчас общая площадь Национальной галереи достигла 46,396 квадратных метров что соответствует по площади шести футбольным полям.

Формирование художественного фонда Национальной галереи

Среди первых картин Национальной галереи, пришедших из коллекции банкира и коллекционера Ангерштейна, были итальянские работы, в том числе большой запрестольный образ Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря» и прекрасные образцы голландской, фламандской и английской школы живописи. В 1826 году еще один коллекционер произведений искусства, сэр Джордж Бомонт (1753 — 1827) передал в дар свою коллекцию музею.Интерьер Национальной галереи Великобритании в Лондоне

Первоначально, галерея не имела утвержденной политики отбора, новые картины приобретались в соответствии с личными вкусами попечителей. После административной реформы в 1855 году в галерее появилась должность директора, ответственного за новые приобретения. Директор путешествовал по всей Европе, приобретая работы для музея. Через 10 лет, в течение которых директором был сэр Чарлз Истлейк, коллекция итальянской живописи галереи стала одной из лучших в мире.  В 1871 году Национальная галерея пополнилась 77 картинами голландской и фламандской живописи из коллекции премьер-министра, сэра Роберта Пиля.

С самого начала в Национальной галерее были представлены работы британских художников. Но в наше время здесь осталась только небольшая подборка их работ. Британскую коллекцию перенесли в новую галерею Tate, которая открылась в 1897 г. До 1955 года галерея Тейт находилась под управлением Национальной галереи.

Современная экспозиция Национальной галереи

Коллекция разбита на четыре периода.

С 13-го по 15-й век. Раннее Возрождение

Картины Дуччо, Учелло, ван Эйка, Липпи, Мантенья, Боттичелли, Дюрера, Мемлинг, Беллини

Большинство сохранившихся позднесредневековых картин были сделаны для церквей или частных коллекций. В 15-м веке портреты и сцены из древней истории и мифологии стали более распространенным явлением. Появился реализм в изображении религиозных и повседневных сцен.  Масляные краски позволили большей тонкостью изображать мимику и текстуры.

16-ый век. Высокое Возрождение и маньеризм

Картины Леонардо, Кранаха, Бронзино, Брейгеля, Гольбейна, Микеланджело, Тициана, Веронезе

Ведущие художники эпохи Возрождения стремились превзойти мастеров древней Греции и Рима. Портреты и картины древней истории и мифологии стали почти так же цениться, как и полотна на религиозные темы. Картины стали размещаться в специально созданных галереях.

17-ый век. Барокко

Картины Караваджо, Клода, Пуссена, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Веласкеса, Вермеера

Хотя некоторые художники этого периода черпали свое вдохновение из искусства прошлого, они всегда привносили в свои произведения ​​собственный стиль. Религиозные сюжеты рассматривались как один из способов вызвать эмоции зрителя. В Нидерландах стали пользоваться большой популярностью изображение натюрмортов, пейзажей и сцен повседневной жизни.

С 18-го до начала 20-го века. Рококо, классицизм, импрессионизм и постимпрессионизм

Картины Ван Гога, Каналетто, Сезанна, Констебля, Дега, Гойя, Энгра, Моне, Тернера.

Картины начали продаваться через арт-дилеров и на публичных выставках. Покупателями стали не только магнаты, но и средний класс. Соответственно их доходам и вкусам широкое распространение получили небольшие портреты, пейзажи. В 19-м веке появились художественные движения — свободные ассоциации художников, работающих в похожем стиле, восстающие против официального искусства.Карта экспозиции Национальной галереи Великобритании в Лондоне

Информация для туристов

Вход в Национальную галерею – бесплатный. Она открыта ежедневно с 10.00 до 18.00, а по пятницам до 21.00. Галерея закрыта 1 января и 24-26 декабря.

Здесь можно провести целый день, рассматривая полотна, самостоятельно или с аудиогидом на русском языке. Понимающие английский на слух могут присоединиться к бесплатной часовой экскурсии, которая проводится каждый день в 11-30 и 14-30, по субботам и воскресеньям еще и в 16-00. Также можно прослушать тематические экскурсии на английском языке. Но они платные: £4 для взрослых, или £2 – если в группе более 10 человек. Дети до 12 лет в сопровождении взрослого – бесплатно.

Для тех, кто любит рисовать, будет интересно посетить открытый урок, который проводится каждую пятницу и субботу. Во время урока «Talk and draw» вы вместе с художником проанализируете картину, а затем создадите свою собственную работу на эту тему. Участие – бесплатно, все материалы – предоставляются, но количество участников ограничено 40 чел. Надо прийти пораньше. Точное время и тему занятия можно найти на странице https://www.nationalgallery.org.uk/get-creative сайта Национальной галереи.

Как добраться

Ближайшие станции: Charing Cross (линии Northern, and Bakerloo) and Leicester Square (линии Northern and Piccadilly).

Автобусы маршрутов 3, 6, 9, 11, 13, 15, 23, 24, 87, 91, 139, 176, остановка на Трафальгарской площади.